- НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ
- уехать; сделать что-л.; стать
Навсегда.Имеется в виду, что лицо (X) совершило действие (p), результат чего будет длиться бесконечно долго, или что X будет существовать или обладать каким-л. качеством (Q) в течение неограниченно долгого времени. книжн. ✦ X сделал P на веки вечные; X на веки вечные Q. неизм. Чаще с глаголами сов. в. в прош. вр. В роли обст. Порядок слов-компонентов фиксир.
- Ага, ты сам-то собираешься уезжать! - Но я тоже не на веки вечные, ещё приеду... Ю. Трифонов, Студенты.Процесс над "врагами" должен был касаться имён, которые знала вся страна, - чтобы раз и навсегда всё поняла позволяющая себе шёпотом фрондировать творческая интеллигенция, чтобы затвердила она на веки вечные урок, уже выученный и партией, и армией... Э. Радзинский, Сталин.
И что, так всю жизнь? На веки вечные придётся ограждать себя тайной? И. Хмелевская, Клин клином.
Нина, возбуждённая и разнеженная красотой тёплой летней ночи, предложила Боброву свою дружбу на веки вечные. А. Куприн, Молох.
Теперь на веки вечные он мой... Мы теперь на веки вечные вместе, ничто не разлучит нас... (Реч.)
Москву жгли, разоряли, но она всё же останется на веки вечные Москвой, матерью всех городов. В. Костылев, Иван Грозный.
Чей-то гроб под музыку духового оркестра и плач родственников торжественно опустился сверху, скрыв под собой тело Людмилы Борисовны Галушкиной, 1975 года рождения, на веки вечные. П. Дашкова, Херувим.
культурологический комментарий: Веки - устаревшая форма им.-вин. п. мн. ч. существительного век (современная форма - векa/). Образ фразеол. восходит к древнейшим формам осознания мира и коллективно-родового, надличностного, моделирования мира-хаоса и соотносится с временны/м кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений, связанных с членением временно/й оси и с отношением человека ко времени. Вечность относится к окультуренной человеком метрически-эталонной сфере, являясь выражением неограниченно длительного, бесконечного периода времени. Изначально восходя к веку, вечность обозначает в религиозном восприятии мира то, что есть после века (после жизни); она связана с душой, духом, с Богом, с памятью и забвением, с противопоставлением бытия, жизни и смерти, бессмертия. Вместе с тем, вечность находится за пределами мира, жизненного пространства; она ассоциируется с тем, что за горизонтом и чему нет конца, - с бесконечностью, неизмеримостью, с космосом, вселенной и звёздами, с небом, с чем-то неземным; она связана с противопоставлением мира и пустоты. (Ассоциативный тезаурус русского языка. Русский ассоциативный словарь. кн. 1-6. М., 1994-1998.) Вечность за пределами мира человека ассоциируется с мраком, опасностью, пустотой, горем; она может быть страшной, туманной, но, если она связана с христианско-религиозным мировосприятием, она также может восприниматься возвышенно-позитивно (ассоциируется с раем, истиной, счастьем, святостью). (Там же.) Вечность восходит, по идее философа В. Н. Лосского, к религиозным текстам и понимается в христианстве двояко: 1) как вечность сотворённого (тварного) мира, который имеет начало и будет иметь конец; здесь вечность выступает синонимом века (во веки веков - "во всё время бытия мира"; до скончания века - "до конца мира"; от века - "от начала бытия мира"); 2) как вечность Бога. В основе образа фразеол. лежит древнее представление о том, что век связан с человеком, вечность - с Богом. В образе фразеол. отображено разграничение и сочленение тварного и Божественного. Использование пространственного предлога "на" для выражения временны/х отношений, т. е. их соизмерение с пространством (ср. из-вечный), указывает на продвижение вперёд по оси времени (ср. от века). фразеол. в целом отображает стереотипное представление о бесконечной длительности и неограниченности во времени начавшегося действия, состояния, обретённого свойства. В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в польск. - po wszystkie wieki, na wieki wieków. автор: В. В. КрасныхМарта придумала это дикое имя - Веник, - и Данилов стал знать его Веником. Вениамина это просто приводило в бешенство, но ничего поделать уже было нельзя. Он стал Веником на веки вечные. Т. Устинова, Одна тень на двоих.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.